Главная / Полезная информация / Артем Черневский: «Инфобизнес на массовом онлайн-обучении (личный опыт). Или «Онлайн шагает по стране»

Бизнес-школа НИУ ВШЭ - Артем Черневский: «Инфобизнес на массовом онлайн-обучении (личный опыт). Или «Онлайн шагает по стране»

Принято считать, что именно высокоскоростной широкополосный доступ к Интернет сформировал новый рынок образовательных услуг – «онлайн-обучение». Обучение как в очной форме (вебинары), так и заочное (просмотр записанных видеолекций). Но позволю себе не согласиться с этим тезисом. Книги были всегда, перевод их в видеоформат не всегда упрощает восприятие информации. И ни одна телеконференция не лучше очной встречи (если не считать логистических расходов!). Ондно изменение технологий передачи информации не дало бы такого взрывного интереса к онлайн-обучению. На мой взгляд, ключевым фактором стало увеличение скорости устаревания информации. Реально полезными сейчас являются только те знания, которых еще нет у других. Поэтому короткие предметные ролики на YouTube с практическими советами набирают миллионы просмотров, а очные классические семинары все чаще плохо собирают аудиторию.

Поэтому полгода назад (январь 2016) мы решили попробовать себя в этом рынке – записать видеолекции, сделать Видеоуниверситет (www.черневский.рф)  и трансформировать консалтинговый бизнес с учетом этих возможностей. Фактически как некоторый бизнес-эксперимент. У нас было три очень сильных «козыря»:

1)       Собственная глубокая экспертиза в ИТ – сайты, решения для образовательной деятельности, прием платежей по банковским картам, автоматизация бизнес-процессов, управление ИТ проектами и т.д.

2)       Собственная глубокая экспертиза в преподавании – 20 лет преподавательского стажа, преподавание в Бизнес-школе НИУ ВШЭ Нижний Новгород в программе МВА и других дорогих качественных центрах профессиональной подготовки

3)       Спонсорская поддержка – в рамках совместного маркетинга с компанией Microsoft, Бизнес-школой НИУ ВШЭ Нижний Новгород, компанией Merlion и многих других

Своя ИТ-экспертиза позволила все прямые расходы к запуску и поддержке онлайнового учебного центра свести к примерно 2000 евро (полнофункциональное решение – от регистрации, до оплаты картой, прохождения теста и выдачи персонального электронного сертификата). Еще 500 евро составили гонорары студии за запись и монтаж роликов (студия в Болгарии, цены разумные). Я знаю несколько проектов с государственной поддержкой (не буду их называть J) где себестоимость аналогичного решения плюс готовых видеоматериалов составила от 100 000 евро и выше. Разумная стоимость таких решений «под ключ» для заказчика составляет на рынке от 10 000 до 30 000 евро начальных инвестиций «на старт».

Получив первый «пилотный» продукт, мы смогли приступить к изучению самой важной «подводной части айсберга» - продвижению в Интернет и продажам. И здесь я бы хотел поделиться некоторыми наблюдениями:

Аксиома 1. Интернет очень маленький. В нем могут выжить максимум 2-3 русскоговорящих лучших специалиста по одной тематике. Если в оффлайн рынке есть элемент логистической доступности, то здесь его нет. Все будут смотреть только САМЫЙ ЛУЧШИЙ курс и никаких вариантов.

Следствие 1. Если не можешь стать лучшим - даже не начинай

Следствие 2. Нет мелочей, все средства хороши

Следствие 3. Нет гарантий успеха, так как конкуренты могут появиться мгновенно

 

Аксиома 2. В Интернете всё воруют

Следствие 1. Большая часть контента - одноразовая

Следствие 2.  Ты учишь в основном конкурентов

Следствие 3. Нельзя вкладывать много, надеясь на долгосрочную окупаемость

 

Аксиома 3. Для успеха надо быть принципиально лучше основного конкурента – книги

Следствие 1. Важна проверка знаний и выдача диплома для успешных слушателей

Следствие 2. Всем нужно, чтобы при обучении было весело и интересно

Следствие 3. Нужно сокращать объем информации, избавляясь от «воды»

 

И на основе этих аксиом «родилось» несколько теорем, доказательства которых я опущу для краткости:

Теорема 1. Должно быть очень много бесплатного контента для привлечения

Теорема 2. Точка монетизации должна быть в оффлайн-услугах после онлайн. Онлайн только для повышения известности

Теорема 3. Каждый материал должен быть разделен на уровни по сложности

Теорема 4. Написание материалов - не более 20% трудозатрат, 80% - продвижение

Теорема 5. Заметные результаты могут быть только в долгосрочной перспективе

Теорема 6. Все материалы должны быть разбиты на небольшие блоки

Теорема 7. Нет смысла "вылизывать" один материал - надо делать много

Теорема 8. Лучше взять на себя одну тему и быть в ней признанным экспертом, чем метаться из стороны в сторону

Теорема 9. Текстовый материал во многом лучше, чем видео, но его проще своровать. Поэтому материалы должны быть и текстом, и короткими видео и длинными учебными курсами, и другими интерактивными форматами

Теорема 10. Надо всеми силами снижать себестоимость без потери качества, это очень технологичный и инновационно-емкий бизнес

Сейчас я бы описал ситуацию для нас и наших партнеров (традиционно отлично продающих в оффлайн) – как первую просверленную во льду озера лунку для рыбалки. Рыба потихоньку понимает, что есть прикорм и есть кислород в воде. Рыбаки потихоньку подтягиваются к лунке. Некоторым рыбакам приходится заметно сокращать свои удочки-амбиции для нового формата. Но есть жизнь, есть движение и есть видение того, как пережить зиму.

Используя свою экспертизу и знания мы получили доход от онлайн-продаж и «наведенных» оффлайн продаж примерно в 10к евро (сумма небольшая, но «400% полугодовых» J). На больших масштабах продаж ROI, конечно же, будет хуже, но будет больше помогать эффект «базы» – так как есть уже наработанная клиентская база, база учебных материалов, раскрученность бренда и т.д.