Главная / Полезная информация / Игорь Альтшулер: «Стратегия сильна целостностью»

Бизнес-школа НИУ ВШЭ - Игорь Альтшулер: «Стратегия сильна целостностью»

Кризис отражается на всех отраслях экономики: рынок "сжимается", инвестпрограммы откладываются на неопределенный срок. Но если в самой неприятной ситуации есть заранее продуманный и подготовленный к реализации план, нет паники, истерики - какой же это кризис? Это шаг к успеху.

Выстраивание работы компании и всей команды в изменяющихся условиях, оперативное реагирование на вызовы времени, сохранение доли рынка невозможно без умения топ-менеджеров и владельцев бизнеса ориентироваться в макроэкономических процессах и корректировать стратегии развития компаний в соответствии с реалиями рынка, говорит декан Бизнес-школы НИУ ВШЭ - Нижний Новгород  Игорь Альтшулер.

- Как меняются (должны меняться) стратегии компаний в кризисное время?

Во-первых, я не очень понимаю стенания по поводу кризиса. За 20 с лишним лет занятия  управленческим и бизнес-консультированием я вместе с клиентами пережил минимум пяток-другой очень серьезных кризисов разного рода. Можно подумать, что до сего дня у нас была вечная весна и всенародное содействие бизнесу и бизнесменам.  Во-вторых, понятно, что гонки в тумане по неизвестной дороге или бездорожью - удел "крутых" авантюристов (которым, впрочем, иногда везет). Прочая же публика реагирует на увеличение неопределенности более мощными фарами, более частыми остановками для "профосмотра" и т.п. Маленький пример: совет директоров в одной из компаний раньше собирался раз в квартал и обсуждал чаще глобальные проблемы, теперь мы встречаемся ежемесячно и нередко обсуждаем как более детальные вещи, так и то, что раньше вообще не обсуждали - например, выход за пределы отрасли и традиционных наших продуктов.

- На какие составляющие стратегии кризис влияет больше всего?

Стратегия сильна целостностью. Серьезные изменения внешней среды должны влиять на стратегию в целом. А вот балансировка может оперативно меняться: стоит ли сегодня играть в кредитные игры? Надо ли усиливать материальную мотивацию, если рынок труда не активен? Развиваться ли эволюционно или заняться скупкой падающих конкурентов? Сделать ли упор на новые продукты, более экономичные и вложиться в сервис для старой продукции? Десятки и сотни таких вопросов возникают перед собственниками и топ-менеджерами. И очень плохо, если ответы на эти вопросы слабо связаны между собой. Значит, потеряна путеводная нить, значит, нет стратегии или она декларативна.

- Какие тренды существуют на рынке стратегического менеджмента в мире и как они модифицируются на российском рынке?

Стратег в переводе - тот, кто ведет войско. С одной стороны, есть военные академии, где учат военачальников, с другой стороны - в академиях нередко преподают опыт прошлых войн. Изучив историю, правила, принципы, надо уметь как применять их, так и отказываться от них, применяя нешаблонные, нестандартные решения. Разве мог бы А.В.Суворов выиграть 60 сражений, если бы соблюдал все каноны и учитывал мировые тренды? Изучать тренды можно и нужно, но не с целью копирования или даже адаптации, а с целью настройки собственных мозгов и боевого духа на решения, привязанные к собственным амбициям, месту и времени.

- Насколько необходимо малому и среднему бизнесу понимание стратегии развития предприятий и макроэкономических процессов?

До стратегии, вообще говоря, надо дозреть. Зачем стратегия ларьку или фирме-однодневке? Когда предприниматель пережил несколько взлетов и падений, научился не только ускоряться, но и вовремя тормозить (что важнее!), понял, что текущая прибыль не есть главная цель бизнеса и хочет играть "в долгую" - вот тогда возникает интерес к целеполаганию, обдумыванию сценариев развития событий. Человек решает, что, когда, как и с кем он хочет делать - в какой отрасли, регионе, стране. Это главное. А финансирование, образование, логистика и прочее - это все важные, но элементы. Само по себе образование не делает человека богатым, как и его нехватка не делает человека бедным.

- Каковы основные тенденции развития стратегического менеджмента в ближайшее время?

Курс стратегического менеджмента, который я читаю не только в Бизнес-школе НИУ ВШЭ, но и других известных бизнес-школах России и стран СНГ, был в основном разработан в 1994-1996 гг. Какие-то элементы я туда добавляю, что-то убираю, но процентов на 80 он остается в первоначальном виде, потому что стратегический менеджмент касается вещей фундаментальных, инвариантных, поэтому не след ему гоняться за ветреной модой. И опыт моих клиентов, которые остаются, несмотря на кризисы и "перепады температур", верны своим ценностям и гнут свою линию, это подтверждает.

Бизнес-школа. Для тех, кто хочет большего.