БИЗНЕС-ПСИХОЛОГ СЕГОДНЯ: взгляд через призму психодинамического подхода
Руководитель программы «Бизнес-психолог». Кандидат психологических наук, доцент НИУ ВШЭ. Сертифицированный фасилитатор, бизнес-тренер
Бизнес-психолог, психодинамический коуч, сертифицированный член АПКБК, ISPSO, преподаватель курса «Психологическое сопровождение сотрудников при внедрении организационных изменений» программы профессиональной переподготовки «Бизнес-психолог»
Оксана Исаева (О.И.): Нонна, как бы лаконично Вы, как бизнес-психолог, работающий в рамках системно-психодинамического подхода, ответили на вопрос: «Кто такой бизнес-психолог»?
Нонна Третьякова (Н.Т.): Прежде всего, хочется отметить, что этот термин появился не так давно, но, уверена, что не случайно (рассуждения об этом за рамками вопроса, поэтому сохраним интригу). Бизнес-психолог – это специалист, который работает на стыке двух реальностей: внешней, измеримой логики бизнеса, и внутренней, часто скрытой, психологической реальности людей, которые этот бизнес создают и развивают.
Мы смотрим на компанию и как на систему процессов и KPI, и как на живой организм со своей психологией: с коллективными эмоциями, неосознанными страхами, скрытыми конфликтами и невысказанными ожиданиями. Наша задача – расшифровать, как эти внутренние, психологические процессы влияют на внешние результаты: на принятие решений, эффективность команд, вовлеченность сотрудников и, в конечном счете, на прибыль и устойчивость бизнеса.
Например, при сопротивлении сотрудников внедрению организационных изменений, многие менеджеры начинают менять KPI или проводят мозговые штурмы, чтобы найти способ как-то изменить ситуацию. Бизнес-психолог же пытается найти ответ на вопросы: «А что сейчас и здесь происходит? Что у этой команды блокирует креативность и движение вперед?
И далее мы начинаем размышлять: «Может это страх ошибки после прошлого неудачного опыта внедрения новой технологии? Или невысказанный конфликт между отделами, который заставляет людей занимать оборонительную позицию, а не творить?». И тогда работа начинается с проработки этой «невидимой» части айсберга.
Таким образом, бизнес-психолог – стратегический партнер, который помогает бизнесу увидеть и использовать свой главный ресурс – человеческий – на глубинном, системном уровне. Проще говоря, бизнес-психолог – это переводчик с языка человеческих переживаний на язык бизнес-задач.
(О.И.): Нонна, а какие задачи Вам, как бизнес-психологу, приходится решать?
(Н.Т.): Все задачи я бы разделила на три группы, исходя из уровня, на котором они решаются (организационный, групповой и индивидуальный):
Организационный
Задачи, решаемые на организационном уровне, это задачи диагностики «организационной травмы». Компании, как и люди, переживают кризисы: уход ключевого лидера, жёсткие реструктуризации, слияния. Формально бизнес живёт, но в коллективе остаётся след от изменений.
Задача бизнес-психолога – распознать этот «след» и помочь организации его переработать и снова включить ресурс.
Групповой
На групповом уровне чаще всего ведется работа с бессознательными защитами команды. Приходится разрешать скрытые конфликты между отделами, которые маскируются под «плохие процессы» или «не те KPI».
Задача бизнес-психолога – создать безопасное пространство, где конфликт можно вывести на уровень диалога, а не взаимных обвинений.
Индивидуальный
На индивидуальном же уровне решаются вопросы сопровождения лидеров и сотрудников. Самый частый запрос – помощь в адаптации к новой роли (например, переход от эксперта к руководителю) или в управлении собой в условиях стресса и неопределённости. Здесь я выступаю и как психолог, и как коуч, и как консультант, помогая человеку осознать свои бессознательные сценарии, которые могут блокировать развитие – например, страх делегирования или перфекционизм, ведущий к выгоранию.
Общая нить всех задач – перевод с «языка симптомов» (низкая вовлечённость, конфликты, сопротивление) на «язык системных и человеческих причин».
(О.И.): Отличаются ли при этом запросы на психологическую помощь со стороны собственников, руководителей, HR и сотрудников?
(Н.Т.): Запросы всегда приходят в форме бизнес-проблем. И они сильно различаются в зависимости от уровня в организации.
Запросы собственников и первых лиц часто стратегические и экзистенциальные: «Команда не думает, нет драйва», «Мы упали в «операционку», не растем», «Есть конфликт между ключевыми директорами, который тормозит все решения».
Запросы руководителей и топ-менеджеров часто про эффективность и границы: «Не могу собрать слаженную команду», «Сотрудники неинициативны», «Выгораю, не справляюсь с нагрузкой», «Как провести непопулярные изменения (сокращения, реструктуризацию)».
Запросы HR-директоров сфокусированы на метриках и системных сбоях: «Низкая вовлеченность (eNPS падает), высокая текучесть», «После реорганизации/слияния люди демотивированы, культура размыта», «Нужно развивать лидеров, но они не включаются в программы».
Запросы сотрудников чаще индивидуально-адаптационные: «Не могу наладить отношения с руководителем/коллегами», «Столкнулся с профессиональным выгоранием, потерял смысл», «Хочу роста, но не понимаю, куда двигаться в рамках компании».
Общий знаменатель всех запросов – это разрыв между ожидаемым и реальным, который вызывает боль, тревогу или потерю эффективности. Задача бизнес-психолога – услышать за формальным запросом истинную психологическую потребность и инструменты для её удовлетворения.
(О.И.): Да, и эту задачу можно решить лишь завоевав доверие у сотрудников, расположив их к себе. В чем секрет хорошо выстроенных доверительных отношений с сотрудниками организации, Нонна?
(Н.Т.): Я думаю, что секрет в позиции бизнес-психолога и последовательности в его действиях, основанных на глубоком понимании психики. Доверие базируется на следующих принципах:
-
Безопасность через контейнирование, а не отрицание
Доверие рождается там, где можно быть уязвимым без риска быть наказанным или осмеянным. Для этого руководитель или консультант должен уметь быть «контейнером» – тем, кто способен выдерживать и легализовывать сложные чувства: тревогу, гнев, растерянность, печаль. Это НЕ значит, что нужно говорить: «Всё будет хорошо», игнорируя проблемы. Это значит: признавать реальность такой, какая она есть.
-
Прозрачность границ и ролей
Доверие разрушает двусмысленность. Сотрудники должны чётко понимать, что от них ждут: «На что я могу влиять?», «Где границы моей ответственности?», «Что конфиденциально, а что будет обсуждаться?».
-
Подлинность, ассоциированная с ответственностью
Люди безошибочно считывают фальшь. Подлинность – это не «дружба» с командой, а соответствие слов, действий и ценностей. Это готовность говорить не только о победах, но и об ошибках, брать на себя ответственность за сложные решения.
Ключевой момент здесь – работа с идеализацией. Задача бизнес-психолога – мягко «спустить» команду с небес на землю, показывая реальные возможности и ограничения.
Секрет доверия – в создании и поддержании психологически безопасной, предсказуемой и подлинной среды. Это среда, где можно задавать «глупые» вопросы, говорить: «Я не знаю», выражать несогласие, не боясь репрессий. Сохранять высокую культуру диалога и уважения к человеческой реальности, из которой, как из плодородной почвы, и вырастает настоящая вовлечённость, лояльность и готовность разделить с компанией как успехи, так и трудности.
Доверие – это фундамент, на котором держится вся архитектура эффективного бизнеса.
(О.И.): А как быть в состоянии работоспособности, быть в ресурсе, чтобы качественно выполнять свою работу, вызывая доверие со стороны персонала, решая сложные бизнес-задачи?
(Н.Т.): Это мой любимый вопрос. Ключ, на мой взгляд, – в осознанном управлении собственной психикой. Вот мои правила:
-
Чёткие границы и супервизия
Я строго разделяю профессиональную роль и личность, а регулярная супервизия помогает мне «разгружать» тяжёлый контент от клиентов. Без этого неизбежно профессиональное выгорание.
-
Личная терапия как гигиена
Работа с бессознательным клиентов цепляет наше собственное. Личная терапия – не роскошь, а «техосмотр» психики, который позволяет видеть свои «слепые пятна» и не проецировать их на клиента.
-
Рефлексивные паузы и негативная способность
Я сознательно выдерживаю паузу перед тем, как дать ответ или решение. Это позволяет не поддаваться давлению «срочности» и сохранять ясность. Способность оставаться в неопределённости, не заполняя её сразу готовыми ответами – главный ресурс в нашей работе.
-
Постоянное обучение
Это позволяет мне всегда по-новому осмыслять тот материал, который я получаю в работе с моими клиентами. Проще говоря, нужно уметь заботиться о целостности и чистоте своего собственного «сосуда». Это и есть профессиональная устойчивость.
(О.И.): Спасибо, Нонна, за то, что поделились своим опытом, своими мыслями о работе бизнес-психолога. До скорых встреч!
(Н.Т.): Спасибо Вам, Оксана, за интересные вопросы. До скорых встреч!