«Быть лидером для самой себя»
— Марина, расскажите, пожалуйста, о своей карьерном пути. Ставили ли вы себе цель — стать топ-менеджером в американской IT-компании?
— Конечно, эффектно было бы сказать: «Я с детства мечтала стать вице-президентом в Intel, я поставила перед собой цель, визуализировала ее, разработала план, выполняла его, и вот — достигла». Эффектно, но это было бы неправдой. Начну с того, что в те, еще советские, времена, в самом начале моей карьеры, мечтать о том, чтобы стать вице-президентом в американской компании, можно было бы с одинаковым успехом, как мечтать слетать на Альфа Центавра.
Моя карьера «из программистов - в вице-президенты» не была историей тщательно продуманной стратегией взлета по карьерной лестнице, а стала результатом нескольких значительных изменений, которые я не планировала. Отчасти это было связано с изменениями в условиях работы, но, по большей части, изменениями мышления.
Сначала все было стандартно — программист, руководитель проекта, линейный менеджер. И вот как раз в позиции линейного менеджера, когда все процессы (производственные и организационные) были выстроены, когда команда работала достаточно эффективно, я задумалась: а что же дальше? Куда мне двигаться? И мои рассуждения шли по стандартному пути — вверх по иерархии как единственной возможности. Но мой руководитель никуда уходить не собиралась, и я сделала вывод, что возможностей для роста у меня нет, и надо делать трудный выбор — уходить из компании или ждать, вдруг откроется какая-нибудь интересная позиция. На мое счастье, я в то время работала с ментором. И мы обсудили эту тему — что такое карьерное развитие и где искать возможности для роста. И тогда пришло осознание, что:
- мой успех в карьере определяется не названием позиции или роли, а сложностью и масштабом решаемых мною задач, долей вклада в успех компании и уровнем влияния на других людей;
- компания ценит меня не за название роли, которую я исполняю, а за то, что я решаю важные для компании задачи. Надо искать не роль, а важные задачи, которыми никто не занимается. Надо брать на себя ответственность за их решение;
- сначала я демонстрирую, то, что я умею решать все более и более сложные и масштабные задачи, и за этим последуют должности и звания. Но не наоборот!
С тех пор вопрос о том, как найти возможности для роста и куда дальше двигаться, больше не возникал. Немного любопытства, что происходит вокруг, и умение поставить себя на следующий уровень мышления (думай, как вице-президент) открыло просто безграничный выбор возможностей.
Найди важную для компании и для бизнеса задачу, где можешь проявить свои способности и научиться новому, и реши ее. Остальное приложится!
— Какие вызовы были решающими в становлении вас как женщины - лидера?
— Когда я была назначена на должность директора службы продуктизации, я попала в очень интересную и сложную для меня команду. Среди двенадцати моих коллег я была единственной женщиной, единственной за пределами США, а моя функция радикально отличалась от функций моих коллег — они отвечали за вертикали продуктов, а моя функция была горизонтальной (мы предоставляли сервис по выпуску программных продуктов). Проблема сервиса заключается в том, что чем лучше сервис, тем меньше о тебе говорят. А если ты попадаешь в центр внимания, значит у тебя есть проблемы. Ну, и в довершении всего, мой стиль общения и поведения радикально отличался от стиля моих коллег.
В общем, ситуация была такая — я другая и на меня никто не обращает внимания. Я чувствовала себя абсолютно чужой в этой команде, и вопрос передо мной стоял поистине гамлетовский — быть как все или не быть как все? А может уходить? Другого выхода я не видела. До тех пор, пока во время упражнения по командообразованию мы не поделились друг с другом информацией: за что мы друг друга ценим. Не как обычно, что с тобой «не так», и что нужно исправить, а что с тобой «так» и очень ценно для команды. И про меня мои коллеги практически единогласно сказали «ты сама организованная, и нас всех организуешь».
Откровенно говоря, я была в крайне изумлена, хотя это было чистой правдой. Если нужно было всех организовать для межпроектной деятельности, придумать процесс между командами, выбрать инструмент и платформу, я просто шла и делала. Для меня это было естественно, потому что это — мой талант, и мне это было легко и в удовольствие, и я никогда не задумывалась, что в этом может быть что-то особенное. Но другие так не умеют, и они ценят, когда я их организовываю. Точно также у моих коллег есть таланты, которых нет у меня. И то, что нас различает, нас дополняет, и в чем сильнее моя уникальность, тем больше моя ценность для команды. Мне не надо становиться как все, наоборот, мне нужно больше вкладываться туда, где я уникальна. И вместо того, чтобы нам становиться похожими, нам всем надо еще более интенсивно использовать наши уникальные таланты на благо команды. И тогда мы получим команду со взаимно-дополняющими талантами. Там, где один + один больше двух.
Цени свои уникальные сильные стороны, таким образом усиливая свою ценность для команды и компании!
— Каковы составляющие формулы лидерства из Вашего опыта двадцатилетней карьеры в INTEL?
— Быть лидером для самой себя. Прежде чем стать лидером для других, надо стать лидером для самой себя. Это значит понимать, что я хочу, ставить личные цели, строить планы, знать какие ресурсы нужны и брать полную ответственность за свои поступки и всю свою жизнь. Быть честной перед собой при ответе на вопрос «зачем мне лидерство?» и уметь связать свои личные и профессиональные цели с целями компании.
Что я хочу, зачем лидерство мне — это очень важный вопрос, на который бывает трудно ответить. Не человечеству, не бизнесу, не организации, а лично мне. Важный, потому что только осознавая свои личные цели и ценности, их связь с целями и ценностями компании, можно стать эффективным лидером и решать задачи бизнеса наиболее эффективным способом.
Вопрос трудный еще и потому, что непросто честно признаться себе в том, какую свою личную задачу я решаю через лидерство, и что мною движет. Власть? Деньги? Престиж? Мною движет интерес. Мне интересно решать сложные производственные и организационные задачи. Мне интересно работать с увлеченными людьми и мне доставляет удовольствие осознавать, что из-за того, что мы вместе делаем, что-то в этом мире стало лучше.
Еще один важный и трудный вопрос — почему люди пойдут за мной как за лидером? Лидером, который преследует свои личные цели и цели компании. Не начальником, у которого есть административные рычаги управления, а именно лидером, за которым люди идут добровольно.
Для меня это стало сложной насущной задачей, когда я стала генеральным директором по исследованиям и разработкам Intel в России. Сложность этой роли заключалась в том, то тебе никто формально административно не подчиняется (линии управления уходят в штаб-квартиру в США), в то время как есть множество локальных проектов, требующих времени и усилий многих команд, таких как организация процесса найма, оптимизация производственных процессов, обустройство лабораторий, программы развития, и многое-многое другое. Действовать административными методами через руководство за океаном долго и не эффективно, пытаться заставить людей действовать так, как хочу я, бесполезно и опасно, поскольку может привести к полной рассинхронизации планов. Единственный выход — это хорошо понимать цели бизнеса, уметь объяснить руководству и сотрудникам как локальные проекты способствуют развитию бизнеса, и какая выгода от этих проектов для локальных команд и для каждого сотрудника. И моя задача не заставить людей работать, а прояснять общие цели и создать такие условия, где люди могли бы полностью реализовать свой потенциал.
Мое лидерство — это свободный выбор идущих со мной людей.
Приглашаем стать участником программы «Лидер и комнда», которая стартует 2 ноября 2021 года. Стань лидером для своей команды!