Бизнес-школа

 

Каталог программ

Главная ошибка спикера – отсутствие подготовки

На днях мы взяли интервью у Ольги Каляевой, тренера по публичным выступлениям. Ольга помогла разобраться с основными ошибками спикеров, рассказала о методах, как побороть свой страх в публичных выступлениях и поделилась своим опытом.

Главная ошибка спикера – отсутствие подготовки

Ольга Каляева

Тренер по публичным выступлениям

Тренинг-менеджер, разрабатывает и проводит обучающие программы по soft skills для IT-компаний, 10 лет в обучении взрослых, куратор спикеров TEDx, подготовила более 70 человек к выступлениям формата TED на русском и английском языках

 

1. Что Вы считаете главной ошибкой спикера?

Главная ошибка спикера – отсутствие подготовки. Аудитория приходит за полезным контентом, а после неподготовленных выступлений часто можно услышать: «А что автор хотел сказать?», «Что спикер имел в виду?». То есть люди не получают того, за чем пришли, расстраиваются, или даже злятся из-за впустую потраченного времени —- это плохо сказывается и на личном бренде выступающего, и на отношении слушателей. Отсутствие подготовки заметно даже у опытных спикеров: начинаются провисания, паузы, смысловые повторы. В общем, прогоните речь пару раз, даже если вы часто выступаете с этой темой: подберите точные слова, проверьте структуру, освежите примеры и истории.

2. Могли бы Вы привести самые распространенные ошибки, которые допускают в публичным выступлениях? 

Я выделю три ошибки. 

Первая – в начале выступления спикер говорит о себе: перечисляет регалии, рассказывает только ему понятные примеры и шутки. Представьте, люди ждут начала мероприятия: они разговаривают с соседями по креслам, просматривают ленту инстаграма, обсуждают новые проекты…и вот на сцене появляетесь вы. Все внимание на “новый раздражитель” — несколько секунд, минута на проверку “свой”/”чужой”, стоит вас слушать или лучше вернуться к своим делам — и вот, решение принято. Если вы говорите о себе, скорее всего, люди быстро потеряют интерес. Нам хочется слушать про себя, а не про кого-то другого, верно? Мы даже книги любим те, в которых персонаж как-то перекликается с нами: его ценности нам близки или ситуации, которые он переживает, нам понятны. Лучше начать с чего-то не про себя, а про аудиторию: описать узнаваемый кейс, подсветить наболевшую проблему, поговорить о чем-то, что аудиторию волнует, удивляет или веселит. Вряд ли это ваши регалии. 

Вторая ошибка, которую совершают в публичных выступлениях — говорят очень обще. “Какой-то сотрудник пошел выполнять поручение руководителя, с этим поручением не справился. Руководитель был недоволен”. Для чего мы в принципе даем примеры и рассказываем истории во время выступления? Чтобы проиллюстрировать мысль и сделать выступление понятным для аудитории. Но когда мы говорим общими выводами (как в примере выше) эти задачи не решаются. Люди мыслят образами, и когда слышат подобную фразу либо (а) представляют что-то из своего опыта (и не факт, что это то, что вы, как спикер имели в виду), либо (б) пропускают фразу мимо ушей, потому что в ней нет ничего цепляющего, проще отвлечься. Лучше говорить конкретно. Это не значит, что нужно давать много деталей, например «в тот момент, когда руководитель давал поручение, ярко светило солнце и дул легкий ветерок». Это означает, что нам нужны те детали, которые помогают понять ситуацию и приблизить ее к контексту слушателя. Нужно, чтобы аудитория как бы оказалась на месте рассказчика и его глазами увидела происходящее. Это помогает представлять, воспринимать, запоминать и вообще быть включенным в выступление. 

И, наконец, третья ошибка: в финале спикер начинает мямлить что-то вроде «у меня все» или «ну вот это, наверное, все, что я хотел вам сказать», «надеюсь, вам понравилось». Мы редко задумываемся о том, что финал — это последнее впечатление о выступлении, которое слушатель уносит с собой. И то настроение, тот призыв, которые будут в финале, лучше всего запомнятся. А какой призыв в «ну, у меня все» или «надеюсь, вам понравилось»? От этих фраз веет неуверенностью. Важно прописать и выучить финал наизусть, чтобы в нем точно прозвучало то, что вы хотите сказать. 

3. Может быть, есть пример «из раннего», как Вы сами совершали подобные ошибки? можете ли Вы поделиться своим опытом преодоления этих ошибок?

Я раньше очень тороторила, во время выступления могла очень быстро говорить, активно жестикулировать, что зрители терялись и не понимали, что я говорю. То есть какая-то часть понимала, но далеко не все. И второй момент, над которым я до сих пор работаю: я очень люблю говорить абстрактными концептами и постоянно при подготовке себя ловлю «А вот здесь нужно добавить образ, а здесь нужно добавить что-то, чтобы зритель прям увидел, что я имею в виду. Потому что иначе становится скучно, неэмоционально, и людей такое не очень привлекает. 

4. Есть ли рабочие инструменты, как бороться с этими ошибками? 

Продумать вступление заранее, не думать, что вот выйду на сцену и что-нибудь скажу. Каким бы опытным спикером вы ни были, в первые секунды выступления стресс будет зашкаливать (если смотреть на все выступление, есть пиковая точка стресса), и слова автоматически в голову не придут. А ведь нам нужны не любые слова, а что-то, что вызовет доверие, привлечет слушателя, то есть должны быть какие-то отобранные точные формулировки. Поэтому я очень рекомендую прописывать вступление и заключение заранее, собственно про это я говорила выше.

Я очень рекомендую выбирать примеры, истории, метафоры, шутки, все, что будет слушателя вовлекать, вызывать эмоции, помогать ему быть с вами на протяжении всего выступления и запоминать главные мысли. Далеко не факт, что когда вы будете на сцене, вам придет в голову самая точная формулировка, самый убедительный аргумент. Если вы опытный спикер, то такой шанс есть, но тем не менее это все еще шанс. Если вы заранее подготовитесь, проведете мыслительную работу, с кем-то еще посоветуетесь, вероятность того, что получится понятно, убедительно и эмоционально, гораздо выше. 

5. Всем известна статистика, что страх публичных выступлений стоит вторым после страха смерти. Как же все-таки перестать бояться выступать на публику?

С одной стороны, совет до банального простой: выступать как можно чаще, при любой возможности брать слово, на совещании на работе, задать вопрос спикеру после его выступления, рассказать анекдот в компании друзей, сказать тост на дне рождения. Это все тоже публичные выступления. Почему это важно? Так вы будете чувствовать себя свободнее перед аудиторией и поймете, что когда вы говорите на аудиторию, успешно (например, срываете овации) или чуть менее успешно, с вами ничего не случается. Вас никто из племени не изгоняет, из компании не исключает, а ведь именно этого мы боимся чаще всего, когда боимся аудиторию. Мы боимся, что нас неправильно поймут, не воспримут и изгонят из нашего племени. Это страх был понятен для древних людей: если ты выходишь один против всего племени и что-то рассказываешь, возможны два исхода – ты либо становишься вожаком, то есть тебя все слушают и с тобой соглашаются, либо тебя изгоняют, потому что ты против племени, тебя не принимают. Сейчас же в большинстве выступлений эти исходы не единственные. Поэтому важно понять, что вашей жизни ничего не угрожает, даже если вы выступите не очень ярко. В древние времена угрожало, а сейчас не угрожает. Но это не означает, что не нужно готовиться или что нужно выступать заурядно.

Конечно, мы стремимся к тому, чтобы завоевывать сердца слушателей и получать удовольствие от выступлений. Здесь есть еще один важный момент, который нужно понять: мы боимся, что нас как-то не так поймут или изгонят, но ведь когда люди приходят на какое-то выступление, например, конференцию, они изначально настроены очень доброжелательно. Вряд ли кто-то приходит с мыслью завалить спикера: «А проведу-ка я сейчас три часа жизни в поисках спикера, которого хочется завалить». Люди приходят за полезным для себя контентом и хорошо провести время, в зависимости от мероприятия. То есть они изначально настроены позитивно и настроены вас поддержать, даже если вы вдруг ошибетесь или сделаете что-то не то.

Аудиторию не нужно бояться, наоборот, это ваша поддержка. Мы сами можем испортить это впечатление, как раз, если не подготовимся, не дадим этот полезный контент, не поймем, что для них важно, что могло бы быть полезным, будем сами очень сильно смущаться, запинаться и заикаться. Люди почувствуют, что для них не работают, и начнутся те самые вопросы сложные на проверку спикера и тд. Это все про ментальные установки и про самонастройку.

А можно еще тело подключить. Когда мы стрессуем, в организме происходят определенные биологические процессы, работает нервная система, выделяются гормоны. Это реакция высоко стереотипная, неважно, едет ли на вас машина, нападает кто-то в темном переулке или вы собираетесь выходить на сцену, в организме будут происходить одни и те же реакции. Это значит, например, что кровь будет приливать к рукам и ногам, для реакции «бей или беги», опять же высоко стереотипной реакции на стресс. Это значит, что будет учащаться дыхание, сердцебиение, организм таким образом приводит нас в тонус, чтобы мы могли сражаться или убегать. Для того, чтобы с этим справиться, можно поработать через тело: например, сделать зарядку, хорошенько потянуться, чтобы снять напряжение, успокоить свое дыхание, сделать акцент на выдох, размять речевой аппарат. В общем, излишек энергии, который есть в теле, выплеснуть, а часть оставить, чтобы выйти с горящими глазами, с приятным румянцем на щеках и ярко, убедительно и эмоционально донести свою идею. 

Заполните форму ниже и получите запись открытого мастер-класса Ольги Каляевой на тему «Как проводить нескучные выступления: 5 советов от эксперта по Ted Talk»

Получить запись мастер-класса «Как проводить нескучные выступления: 5 советов от эксперта по Ted Talk»