Бизнес-школа

 

Каталог программ

Маркетинговые исследования: 8 трендов в условиях неопределённости

Перед началом старта программ по маркетингу «Практический маркетинг» и «Маркетинговые технологии и практики» в Бизнес-школе НИУ ВШЭ, руководитель программ Михаил Шушкин поделился своим экспертным мнением о предстоящих трендах на ближайшие два года в мире маркетинга в условиях неопределённости.

Маркетинговые исследования: 8 трендов в условиях неопределённости

Экспертное сообщество, как всегда, дискутирует о маркетинговых трендах, перспективах развития маркетинговых исследований и новых инструментах маркетинговой аналитики. Понятно, что многие игроки рынка значительно сократили маркетинговые бюджеты. Другие наоборот, пытаются воспользоваться ситуацией и занять пустующие рыночные ниши, образовавшиеся в результате уходя ряда зарубежных компаний. В этих условиях, по нашему мнению будут характерных следующие тренды на ближайшие два года.

Заведующий кафедрой маркетинга в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, руководитель программы «Практический маркетинг» и «Маркетинговые технологии и практики» в Бизнес-школе НИУ ВШЭ.

1. Востребованы будут исследования, направленные на решение оперативных и тактических задач бизнеса. В условиях нестабильности бизнесу скорее важны ответы на вопросы не связанные со стратегией, а с принятием оперативных решений. Вот это вопросы: Какую цену на продукты установить на следующий месяц? Какие скидки и акции сделать на следующей неделе? У кого закупать продукцию на следующий квартал, в каких объемах? Это означает, что будут востребованные обычные мониторинговые исследования с элементами тайных покупателей. Казалось бы – что тут нового? Новое в том, что у бизнеса теперь недостаточно своих собственных человеческих ресурсов, чтобы делать это самостоятельно. За последние два года дефицит собственного персонала в компаниях достиг критической массы. Компании ищут возможности отдать на аутсорсинг все, что можно отдать, в том числе и информационное сопровождение каждодневных процессов. Причины дефицита персонала – это отдельная тема… 

2. Custdev – продолжит развитие. Но его инструменты будут упрощаться, в пользу удешевления и доступности для небольших стартапов. По сути – это уже не тот классический custdev о котором говорил Стив Бланк. Скорее – это похоже на глубинное интервью с потенциальных клиентов для решения различных операционных вопросов бизнеса. Ввиду этого этот метод станет еще менее точным, но этой точности будет достаточно для создания MVP. Все чаще его будут использовать для классических бизнесов с низкотехнологичнымы продуктами. Его часто будут проводить не только для IT- стартапов, но и для открытия парикмахерских, мебельных магазинов и пивных баров.

3. Все будет активно говорить такие умные фразы, как: «Forecasts; Predictions; Scenarios, Horizon scanning; Trends and Emerging Issues Analysis». Мое личное мнение по поводу форсайтов – «не дождетесь!» (в 2022 точно это будет витать только на уровне модных терминов, тематических тусовок и т.д.).

4. Фокус – группы в традиционном виде будут использовать глобальные консервативные компании, которые слабо контролируют их проведение. Что я имею в виду: корпорация заказывает проведение фокус-групп в одновременно в 20 городах (в каждом по 4-6), раздавая это местным подрядчикам. В результате возникают проблемы с привлечением респондентов. Все чаще на такие мероприятия ходят одни и те же респонденты, готовые разговаривать на любые темы, лишь бы была возможность пообщаться, съесть закуски и получить вознаграждение. Все понимают, что такие фокус-группы не дадут каких-либо полезных инсайтов. В результате фокус-групп станет меньше. Заказчик будет покупать только такие фокус-группы, где проведен качественный отбор респондентов, заказчик все больше и больше будет вовлекаться в процесс проведения данным мероприятий.

5. Этнография, привлечение к проектированию продукции и другие качественные методы – это стратегический тренд, которые будет заметен (хотя и не значительно) в ближайшие годы. Те компании, которые делают ставку на большие данные, уже сейчас столкнулись с проблемой их интерпретации. Все большие данные не могут ответить на вопрос: «Почему? Что с этим делать?». Поэтому компании все чаще будут комбинировать большие данные и качественные методы исследования.

6. Такие популярные методы, как анализ кликстрима, A/B Testing все чаше будут проводиться с привлечением социологов и профессиональных исследователей. Здесь я даже не буду объяснять причину (просто каждый должен делать свою работу).

7. Expert Review – «рецензирование экспертами» будет постепенно развиваться. Скорее всего он станет очень популярным в этом году, но тренд будет растущим. Будут постепенно формироваться панели отраслевых экспертов, самые смелые компании будут тестировать это метод.

8. Нейромаркетинг будет захватывать свои позиции. Это будет происходить медленно, уверенно, и по отдельным направлениям. Как только стоимость технологии будет ниже, что фокус – группы, она будет замещать методы 1950 – х гг. прошлого века. Например, уже вполне доступной является eyetracking.

Приглашаем вас окунуться в сферу маркетинга на наших полугодовых программах профессиональной переподготовки «Практический маркетинг» и «Маркетинговые технологии и практики»!

Практический маркетинг

Старт программы – 8 ноября 2022г.

Продолжительность – 6 месяцев

Формат обучения – очно (г.Н.Новгород)

О программе

Маркетинговые технологии и практики

Старт программы – 15 ноября 2022г.

Продолжительность – 6 месяцев

Формат обучения – онлайн (live) 

О программе